+7 (495) 127-73-98

+7 (495) 127-07-89

+7 (499) 348-87-88

По будням с 9 до 19
%search insert_form()%
+7 (495) 127-73-98

+7 (495) 127-07-89

+7 (499) 348-87-88

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

22 января 202216495

Основная задача бухгалтера в глобальном смысле – запись хозяйственных операций в бухучете предприятия или предпринимателя. Специфика бизнеса и налоговый режим определяют количество таких операций, но базовые принципы их учета остаются неизменными. В нашем материале: понятие хозяйственных операций, их виды и отражение в бухучете, а также основные проводки.

Содержание:

Что такое хозяйственные операции?

По смыслу бухгалтерского законодательства, хозяйственные операции это факты из финансово-хозяйственной жизни компании, которые тем или иным образом влияют на ее финансовый результат или движение денежных средств.По сути это практически все действия предпринимателя, в рамках ведения бизнеса, к примеру, заключение сделок с поставщиками и заказчиками, приобретение материальных и нематериальных активов, получение или выдача займов, начисление и уплата зарплаты, налогов, взносов и т.п.

Все хозяйственные операции оформляются первичными документами, которые должны быть сделаны либо в момент совершения операции, а если это невозможно, то сразу после (статья 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Формы первичных документов могут быть утверждены законодательно, к примеру, товарная накладная, либо утверждаться руководителем хозяйствующего субъекта. В любом случае есть обязательный список реквизитов, который должен содержать первичная документация:

  • название юрлица/ИП, составившего документ;
  • дата, его составления;
  • наименование документа;
  • суть финансово-хозяйственной операции;
  • ее денежное или натуральное выражение (необходимо прописать и единицы измерения);
  • должность, ФИО и подпись лица, которое ответственно за оформление операции/сделки.

Подробнее о первичных документах в статье 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Типы хозяйственных операций

Хозяйственные операции классифицируют по этапам производственной деятельности организации, на которых они совершаются. Так, факт финансово-хозяйственной жизни могут относиться к 1) снабжению, 2) производству 3) реализации.

Также хозяйственные операции разделяют в зависимости от того, как они влияют на баланс. Тут надо напомнить, что Актив баланса это оборотные и внеоборотные активы, то есть имущество компании, которым оно располагает для ведения предпринимательской деятельности. В Пассиве баланса мы увидим все источники, счет которых и был сформирован Актив (имущество).

Исходя из понимания сущности Актива и Пассива, выделяют 4 типа хозяйственных операций:

  1. факты, которые влияют лишь на Актив;
  2. операции, влияющие только на Пассив;
  3. факты финансово-хозяйственной деятельности, увеличивающие Актив и Пассив;
  4. операции, которые уменьшают и Актив и Пассив

Примеры бухгалтерских операций с проводками

1 Тип, влияющий на Актив

Дт – 41 Кт 60 Поступление товара от поставщика

Дт – 51 Кт 62 Получен аванс от заказчика

Дт – 58 Кт 76 Выдан займ контрагенту

Дт – 91 Кт 66 Начислен процент по полученным кредитам

2 Тип влияющий только на Пассив

Дт – 73 Кт 91 Начислен процент по предоставленному займу сотруднику

Дт – 60 Кт 51 Оплата поставщику за оказанную услугу

Дт – 80 Кт 75 Уменьшение уставного капитала

Дт – 96 Кт 70 Начисление отпуска сотруднику за счет резервов по отпускам

3 Тип, увеличивающий и Актив и Пассив

Дт – 20 (25,26,44) Кт 08 Начислена амортизация по НМА

Дт – 20 (25,26,44) Кт 71 Начислены суточные сотруднику

Дт – 76 Кт 91 Начисление штрафных санкций за нарушение обязательств по контракту

Дт – 08 Кт 70 Начислена заработная плата за монтаж ОС собственными силами

4 Тип, уменьшающий и Актив и Пассив

Дт – 91 Кт 52 Отражена отрицательная курсовая разница

Дт – 60 Кт 10 Возврат поставщику материалов

Дт – 68 Кт 19 Сторнирован НДС ранее принятые к вычету

Дт – 69 Кт 51 Возврат переплаты из внебюджетного фонда

Как выбрать вид операции

Чтобы установить вид конкретной операции, необходимо знать план счетов и понимать структуру баланса. Быстро сориентироваться поможет следующая шпаргалка:

1 факты, которые влияют лишь на Актив – Дт увеличивается, Кт. снижается, баланс не меняется, по корреспонденции оба счета активные.

2 операции, влияющие только на Пассив – Дт уменьшается, Кт растет, баланс также не меняется, а по корреспонденции оба счета пассивные.

3 смешенные операции, увеличивающие Актив и Пассив- показатели Дт, Кт и баланс растут, по корреспонденции Дт - активный, Кт- пассивный.

3 смешенные операции, уменьшающие Актив и Пассив- показатели Дт, Кт и баланс снижаются, по корреспонденции Дт – пассивный, Кт- активный.

Бухгалтерские проводки

Бухгалтерская проводка - это отражение на корреспондирующих (связанных между собой) счетах бухучета финансово-хозяйственных операций в денежном выражении. Для бухгалтерских проводок применятся правило двойной записи - по Дебету и по Кредиту.

В России система бухгалтерских счетов сформирована в «Плане счетов бухгалтерского учета», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, где проводки сгруппированы в зависимости от объектов и целей учета.

Все проводки условно можно разделить на 2 вида:

  • простые (когда в записи задействовано лишь 2 счета)
  • сложные (если при операции используется больше чем 2 счета, к примеру, несколько по Кредиту и один по Дебету или наоборот. При этом, сумма нескольких счетов должна равняться значению на другой стороне проводки).

Также проводки бывают:

- реальными (отражают фактическую операцию);

- условными (используется для операций, которых фактически не было, например для переноса);

- корректирующми (которые уточняют или исправляют показатели).

Особенности формирования проводок

Чтобы в бухучете правильно сформировать проводку по хозяйственной операции необходимо соблюдать определенный алгоритм действий:

Шаг 1. Отражаем ее в первичной документации.

Шаг 2. Выясняем, каких объектов бухучета касается операция

Шаг 3. Определяем корреспонденцию счетов (какой у счетов будет Дебет и Кредит)

Шаг 4. Записываем проводку – отражаем факт хозяйственной жизни на соответствующих счетах по Дебиту и Кредиту.

Понять, как правильно сформировать проводку, поможет наша шпаргалка:

  • На активных счетах бухучета отражены средства, на пассивных источники данных средств, либо обязательства или капиталы.
  • Все поступления на активные счета записываются по Дт, а на пассивные по Кт. Со списанием ровно наоборот - с активных счетов списывают по Кт, а с пассивных по Дт.
  • Остатки на активных счетах всегда дебетовые, чего не может быть на пассивных счетах. А вот на смешанных счетах, активно-пассивных, остатки могут быть и кредитовыми.
  • Ну и самое главное - по Дт и Кт проводки должна быть записана одинаковая сумма.