+7 (495) 127-73-98

+7 (495) 127-07-89

+7 (499) 348-87-88

По будням с 9 до 19
%search insert_form()%
+7 (495) 127-73-98

+7 (495) 127-07-89

+7 (499) 348-87-88

Воинский учет с ноября 2024 года: электронный реестр и онлайн-отчеты

28 октября 202445

С 1 ноября 2024 года работодатели, ведущие воинский учет, должны будут предоставлять отчетность в электронном виде через интернет. В этот день начнет работу Реестр воинского учета — система, куда компании смогут загружать необходимые данные о сотрудниках. На дату публикации материала, техническая возможность в крупных электронных сервисах подать отчеты по воинскому учету отсутствует. Так же как пока нет четких указаний в законодательстве о возможности параллельной подачи отчетов на бумажных носителях, и официальных разъяснения от контролирующих органов по этому вопросу.

Воинский учет обязателен не для всех

Напоминаем, что ведение воинского учета (ВУ) необходимо для компаний, в штате которых есть сотрудники, подлежащие воинскому учету (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.06 № 719):

  • Призывники — мужчины от 18 до 30 лет, которые обязаны состоять на учете и не находятся в запасе;
  • Военнообязанные — мужчины, находящиеся в запасе, а также выпускники федеральных вузов с военной кафедрой и женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Если в компании нет ни призывников, ни лиц в запасе, вести воинский учет не нужно. Для ИП воинский учет также не обязателен, согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ, хотя военкоматы нередко требуют этого и от предпринимателей.

Электронный реестр воинского учета

Ранее все данные передавались на бумажных носителях. С лета 2024 года у военкоматов появилась обязанность вести электронный реестр, а работодатели-юридические лица должны были готовиться к переходу на электронную отчетность. Однако технически реестр заработает только с ноября 2024 года, что означает, что теперь у работодателей появится возможность передачи данных в цифровом формате (пункт 4 постановления правительства РФ от 19 апреля 2024 года № 506).

Скорее всего, формат отчетности для работодателей останется смешанным, и потребуется одновременно сдавать как бумажные, так и электронные отчеты до появления официальных разъяснений.

Важно: Информация о лицах, подлежащих воинскому учету, будет поступать в реестр также от МВД, налоговой службы и других ведомств. Данные от работодателей будут синхронизироваться с этой информацией.

Какие данные следует подавать в электронном виде?

С ноября 2024 года отчеты в военкоматы должны направляться в электронной форме, согласно п. 32.1 Положения № 719:

  1. Принятие на работу или увольнение — информация о приеме или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, должна поступать в течение 5 дней с момента приказа. Для этого используется форма из приложения № 2 к Положению № 719.
  2. Изменение личных данных — работодатели должны уведомлять военкомат о переменах в образовании, семейном положении, должности, структурном подразделении, адресе проживания или состоянии здоровья сотрудников в течение 5 дней. Используется форма из приложения № 13 к методическим рекомендациям Генштаба от 11.07.17.
  3. Ответ на запрос о гражданах, подлежащих учету — данные о тех, кто состоит или обязан встать на учет, подаются в течение 2 недель после получения запроса. Это делается по форме из приложения № 10 к методическим рекомендациям Генштаба.
  4. Уведомление о гражданах, обязанных встать на учет — если работодатель выявляет, что сотрудник обязан встать на учет, об этом необходимо сообщить в течение 3 рабочих дней после обнаружения (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ).

Изменения не затрагивают списков юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет, и их первичной постановки на учет — эти данные нужно передавать по-прежнему в бумажном виде.

Подготовка к электронному учету: шаги для работодателей

Для перехода на электронную отчетность требуется подготовка. Согласно п. 32.1 Положения № 719, отчеты, направляемые в электронный реестр, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) ответственного сотрудника. Отправка данных может осуществляться через портал Госуслуг или иными способами, которые будут определены дополнительно.

Рекомендуемые действия:

  1. Назначение ответственного сотрудника — выбрать сотрудника или нескольких, кто будет вести воинский учет. Если учет ведет не руководитель компании, необходимо оформить машиночитаемую доверенность на ответственное лицо.
  2. Получение УКЭП — каждому ответственному сотруднику потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Это позволит передавать информацию в реестр.

Штрафы за нарушение отчетности по воинскому учету

Работодатели должны строго соблюдать сроки и порядок подачи данных в военкомат, иначе возможны штрафы. За нарушение требований законодательства о воинском учете предусмотрены следующие санкции:

  • Непредоставление списка юношей для постановки на учет — штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц — от 350 000 до 400 000 рублей (статья 21.1 КоАП РФ).
  • Несвоевременное предоставление данных по воинскому учету — штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей (статья 21.4 КоАП РФ).

Работодателям стоит заранее подготовиться к изменениям и следить за разъяснениями, которые помогут понять, каким образом подавать данные в случае возможного параллельного учета в бумажном и электронном формате.

Нет сил и времени возиться с кадровым делопроизводством? В компании «Балиот» есть специальные предложения по кадровому аутсорсингу, которые включают в себя ведение воинского учета. Доверьте управление персоналом профессионалам info@baliot.ru , +7 (495) 127-73-98.